Достаточно ли вы знаете о гематоме при беременности?

На сегодняшний день всем известны гематомы на теле - повреждения мягких тканей, которые возникают при падениях или ударах и представляют собой скопление крови под кожей.

Гематома при беременностиНо мало кто знает, что бывают еще маточные гематомы, которые могут образовываться в женском организме, непосредственно в матке, во время вынашивания ребенка. Так, гематома у беременных представляет собой тяжелое осложнение, при котором в определенном месте матки начинает накапливаться кровь. Чаще данное состояние начинает развиваться вследствие отслойки плодного яйца от стенки матки, поскольку в месте такого отслоения и собирается кровь, образуя гематому.

Причины образования гематомы при беременности

Гематома, которая образуется в матке во время вынашивания плода, часто возникает на фоне слабости сосудов плаценты и матки, что можно связать с изменениями общего состояния организма женщины или с развитием определенных нарушений в обменных процессах. Среди основных причин маточных гематом можно назвать следующее:

  • резкие колебания артериального давления в сторону его повышения;
  • токсикоз тяжелой степени, особенно при его развития на последних сроках беременности;
  • инфекционные и воспалительные поражения органов мочеполовой системы женщины;
  • сильные стрессы, которым подвергается женщина при беременности;
  • гормональные нарушения;
  • злоупотребление женщиной алкогольными напитками во время беременности;
  • дефекты развития матки;
  • аутоиммунные заболевания, которые сопровождаются нарушениями свертываемости крови и изменениями кровеносных сосудов материнского организма и плаценты;
  • причиной образования гематомы во время беременности может стать нарушение в развитии плодного яйца.

Общие клинические проявления маточной гематомы

Довольно часто гематома растет до значительных размеров, но женщина даже не подозревает про ее существование. Данное нарушение может случайно диагностироваться при ультразвуковом обследовании. Клинические проявления маточной гематомы зависят от формы данного нарушения:

  • легкая форма — женщина не отмечает каких-либо нарушений в своем здоровье, а гематома проявляется уже после родов, поскольку на плаценте остается след от нее. При легких формах данной патологии роды проходят естественным путем, но при больших размерах гематом при родах может развиваться значительное кровотечение, поэтому проводится плановое кесарево сечение;
  • гематома средней тяжести — такая гематома дает о себе знать в течение беременности тем, что возникают определенные жалобы со стороны беременной. Она отмечает боль внизу живота и незначительные кровянистые выделения. Надо сказать, что при появлении подобных симптомов нужно немедленно идти к врачу, поскольку такая гематома при беременности может и не проявляться массивным кровотечением, но способна негативно влиять на плод, нарушая его кровоснабжение, метаболические процессы, что опосредовано сказывается на сердцебиении плода;
  • тяжелая форма — гематома сопровождается выраженными болями в животе, беременная может терять сознание из-за резкого снижения артериального давления, появляются кровянистые выделения. Симптомы заболевания могут напоминать признаки, возникающие при угрозе преждевременного начала родовой деятельности.

В акушерской практике существует понятие ретрохориальной гематомы. Такая гематома является признаком угрозы прерывания беременности. При данной патологии кровь скапливается за хорионом (плацентой) из-за возникающей и прогрессирующей отслойки плодного яйца. Подобное состояние достаточно распространено среди будущих матерей и в большинстве случаев проявляется болями внизу живота тянущего характера, а также появлением коричневых выделений из половых путей женщины.

Ретрохориальная гематома при беременности может возникать при гормональных нарушениях, а также при чрезмерной физической нагрузке и воздействии вредных факторов окружающей среды, например, чрезмерного шума или вибрации. Данный вид гематом часто наблюдаются при хроническом эндометрите и гениальном инфантилизме.



Ретрохориальная гематома преимущественно дает о себе знать на ранних сроках вынашивания ребенка и выявляется при плановом УЗИ. После того, как было установлено наличие в матке данного образования, проводится соответствующая терапия, направленная на прекращение роста гематомы, поскольку она деформирует матку и нарушает нормальное питание плода. Если лечение не проводится, то такая беременность чаще всего прерывается самопроизвольно, ведь скопление крови увеличивает внутренний объем матки и провоцирует повышение тонуса маточной мускулатуры.

Лечение гематом при беременности

Лечение гематом при беременностиПри терапии маточных гематом рекомендован постельный режим, который помогает обеспечить оптимальную физическую активность, а также эмоциональный покой. Внимание следует уделить питанию. Нужно исключать продукты, усиливающие перистальтику кишечника. Для профилактики массивного кровотечения рекомендуется принимать дицинон, викасол и витамин С, но только по назначению врача.

Лечение ретрохориальной гематомы при беременности проводится в стационаре. Кроме вышеперечисленных средств могут назначаться спазмолитические препараты (но-шпа или папаверин). Показана также витаминотерапия с включением витамина Е и фолиевой кислоты.

При маточных гематомах женщины должны периодически сдавать анализы на свертываемость крови. Для лучшего оттока крови рекомендуют лежать с приподнятым тазом (можно подложить под таз подушку или сложенное одеяло). И, конечно, нельзя вести половую жизнь до улучшения состояния женщины.
Часто женщин интересует, сколько выходит гематома при беременности, но четких границ времени для данного процесса нет.

Все зависит от локализации гематомы, ее размеров и индивидуальных особенностей организма. Если беременной интересен вопрос о том, как выходит гематома при беременности, то следует помнить, что коричневые выделения свидетельствуют о рассасывании данного образования в полости матки. Если же у нее появляются выделения красного цвета, следует немедленно обратиться за медицинской помощью, поскольку это может свидетельствовать о начале кровотечения из матки.

Оцените, пожалуйста, статью:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 4 , среднее: 3,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями и знакомыми:

Комментарии

  1. Роза
    23/12/2014

    Добрый вечер.у меня ретрохориальная гематома.срок 12 недель.было 3,6. Лежала в стационаре 10 дней пила дюфастон,фолиевую и свечки папаверина ставила.выписали с больницы с размером гематомы 2,7−24. После трех дней были коричневые выделения, на след день утром коричневые кровянные выделения без сгустков.сходила в поликлинику и сделала узи. Плод развивается,растет и врач сказала гематома уменьшилось.домой пришла полежала и через час пошла коричневая кровь на одну прокладку. Позвонила спросила у врача говорит эта твоя гематома выходит.пью дюф,фолиев,но шпа,папаверин,тренакса.очень боюсь подскажите что делать? Живот не болит.поясница чуть побаливает.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

    • tomography-center.ru
      8/01/2015

      Доброго времени суток, Роза!

      В Вашем случае наблюдается положительная динамика — ретрохориальная гематома постепенно уменьшается (с 36 мм до 24 мм), при этом плод развивается соответственно сроку беременности. Необильные коричневые выделения при таком диагнозе могут периодически появляться, и связаны они действительно с постепенным рассасыванием гематомы.

      Вам необходимо продолжать начатое лечение (оно правильное и соответствует медицинским стандартам), посещать гинеколога несколько чаще, чем при обычном течении беременности, и при малейших подозрениях на ухудшение обращаться к врачам (например, при появлении боли внизу живота, сгустков в выделениях или изменении цвета выделений с коричневого на красный). Для того, чтобы не спровоцировать рост гематомы, соблюдайте все рекомендации своего лечащего врача, не нервничайте и не поднимайте тяжестей. Знайте, что ежегодно тысячи женщин с подобным диагнозом при беременности рожают здоровых малышей.

      Пусть Ваша беременность и роды будут легкими!

      Thumb up Thumb down +7

  2. Дарья
    23/12/2014

    На сроке 4−5 недель началось обильное кровотечение, обнаружили гематому, в 2 раза больше чем малыш, положили в стационар, лечили транексамом, фолиевой кислотой и утрожестаном (400 ), через неделю прекратила пить транексам, лежачий режим постоянно,вот сегодня пошла на УЗИ, 7−8 неделя, ребеночек стал размерами как и гематома... меня не выписывают ещё...подскажите пожалуйста, как долго будет ещё рассасываться гематома, и можна ли лечиться дома?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  3. tomography-center.ru
    8/01/2015

    Здравствуйте, Дарья!

    Вы находитесь на самом опасном сроке по угрозе выкидыша (это период до 12−13 недель). Поэтому лечение дома крайне нежелательно. Только в стационаре Вам может быть обеспечен необходимый режим (согласитесь, что дома придерживаться постельного режима очень сложно), а также постоянное медицинское наблюдение. У Вас есть положительная тенденция — гематома приостановила свой рост, а плод растет в соответствии со сроками гестации (беременности). Но закрепление этой тенденции возможно только при соблюдении всех врачебных рекомендаций. Поэтому, если врачи считают нужным продолжать стационарное лечение, прислушайтесь и не уговаривайте Вас выписать.

    По поводу времени рассасывания гематомы — сроки очень индивидуальны, нередко гематома сохраняется до окончания беременности. Бояться стоит не самой гематомы, а скорости ее роста и давления на плод или ткани плаценты. Если гематома не растет (и тем более, если есть тенденция к ее рассасыванию) и не мешает развитию плода, переживать особо не стоит. Главное, доверьтесь полностью врачам и не принимайте никаких решений касательно Вашего здоровья в период беременности самостоятельно.

    Легкой Вам беременности и удачных родов!

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  4. Мира
    16/01/2015

    Здравствуйте! У меня определили гематому 9*3 мм на сроке 6 недель. Кровотечений нет, не мажет. Подскажите пожалуйста, как теперь гематома должна рассасываться?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

    • tomography-center.ru
      23/01/2015

      Здравствуйте, Мира!

      Поведение ретрохориальной гематомы предсказать невозможно — она может увеличиваться вместе с плодом, не прогрессировать или уменьшаться и рассасываться с течением беременности. Для того чтобы оценить динамику изменений в гематоме назначается контрольное УЗИ исследование через несколько недель. Также если наблюдающий беременность гинеколог считает нужным проводить лечение, то назначается рассасывающая терапия. Поэтому Вам нужно строго выполнять назначения Вашего врача в плане режима и лечения и проходить УЗИ-контроль роста гематомы. Даже если гематома не будет уменьшаться, но при этом ее размеры не будут мешать росту и развитию плода, то опасности для беременности нет.

      Здоровья Вам и будущему малышу!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +2

  5. Анастасия
    17/01/2015

    Здравствуйте,две недели назад начались коричневые мажущие выделения,на УЗИ поставили отслоение плаценты 2 см на сроке шесть недель, сейчас на УЗИ видно гематому размером 1,7*0,6, физически меня никак не беспокоит,все это время соблюдают постельный режим, пью утрожестан 3 раза по 100, ношпа и фолиевая кислота, скажите является ли она опасной для плода и могу ли я начать вести обычный образ жизни, мнения врачей расходятся одни говорят это не критично,другие хватаются за голову. Никаких выделений нетуже дней десять.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      23/01/2015

      Здравствуйте, Анастасия!

      Опасность для плода при ретрохориальной гематоме зависит от того, насколько она мешает своим присутствием для нормального роста и развития будущего ребенка. Если размер гематомы не велик (как в Вашем случае), и она не увеличивается в объемах и не сдавливает жизненно важные структуры хориона или плаценты, то угроза для плода минимальна.

      По поводу ведения обычного образа жизни сказать однозначно нельзя. Дело в том, что под словосочетанием «обычный образ жизни» каждая девушка понимает свое. Для некоторых — это ежедневная утомительная работа, для других — это многочасовое сидение перед компьютером или телевизором. И то, и другое при беременности (особенно проблемной) нежелательно. Поэтому — да, Вы можете вести обычный образ жизни, но при этом не поднимать тяжести, не заниматься интенсивными силовыми видами спорта, стараться соблюдать режим сна и бодрствования (беременным нежелательно работать в ночное время), правильно питаться и побольше гулять на свежем воздухе.

      Здоровой и легкой Вам беременности!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

  6. Ирина
    28/01/2015

    Добрый день!

    Прошу подсказать по моей ситуации — необходимо профессиональное мнение и взгляд. На сроке 14 недель открылось кровотечение, в стационаре на узи — ретрохиальная гематома 34×18 мм. За 2 недели лечения — капельницы магнезии, уколы ношпы и таблеток транексама она выросла! При ее размере 80×20 им и моей истерики меня перевели в роддом в отделение патологии малых сроков. Здесь учли мою наследственную тромбофилию, транексам ставили в капельницах и подключили уколы клексана. Сегодня выписывают с размерами 30×12 мм. Плацента — дно и задне-правая стенка, гематома — правая стенка. Срок 17,5 недель. Вопрос — не мешает ли гематома малышу, насколько она страшна? Я очень переживаю.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

    • tomography-center.ru
      6/02/2015

      Доброго времени суток, Ирина!

      У Вас наблюдается хороший положительный эффект от лечения — гематома в 2.5 раза уменьшилась в размерах. При правильной поддерживающей терапии наиболее вероятно гематома не будет больше расти (а может даже будет уменьшаться) и не станет мешать малышу. Но более точно о вреде можно судить по результатам УЗИ обследования плода и допплер-исследования кровотока в пупочных сосудах. Локализация гематомы также не вызывает сильного опасения, поскольку она не сдавливает основное место прикрепления плаценты (дно).

      Вам нужно осознать, что от Ваших переживаний вреда может быть больше, чем от самой ретрохориальной гематомы. Отпустите все тревоги, выполняйте точно все назначения врачей, проходите в срок все необходимые обследования, и тогда будущий малыш будет хорошо и правильно развиваться.

      Легких Вам родов!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  7. Лариса
    12/02/2015

    Здравствуйте! На 7 неделе беременности была отслойка плодного яйца и гипертонус матки (были коричневые выделения) положили на сохранение. Выписали через 21 день, но выделения не пропали. 01.02.2015 снова положили по причине выделений (как будто бы вода выливалась, но не ярко красные) 02.02.2015 сделали УЗИ ребенок развивается нормально тонуса, гематомы, отслойки нет хорион расположен по передней стенке доходит до внутреннего зева. И вот никто не говорит причину выделений бурого цвета, но они все еще есть (болей никаких нет). 06.02.2015 выписали из стационара, а сегодня уже 11.02.2015. Подскажите как узнать причину выделений и сколько они могут продолжаться? (Очень переживаю все время!!!!) Спасибо!

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      21/02/2015

      Уважаемая Лариса!

      Крайне редко, но бывает, что нормально развивающаяся беременность протекает с выделениями буро-коричневого цвета. Вероятно, у Вас именно такой нестандартный случай.

      Постановка диагноза и назначение лечения не делается на основании только наличия жалоб на выделения. Врачи всегда опираются на объективные данные диагностических исследований. У Вас нормальная картина УЗИ, ребенок развивается согласно возрасту гестации, и ему ничего не угрожает. Поэтому нет оснований для дальнейшего пребывания в стационаре.

      Постарайтесь дома выполнять все назначения врачей и поменьше переживать по поводу выделений.

      Легкой Вам беременности и родов!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

  8. тамила
    13/02/2015

    Добрый день! Прошу сказать мне я сделала УЗИ мне сказали 8 недель. Сказали что гемотома 42×15. Скажите это начало стадии гемотомы?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      21/02/2015

      Доброго времени суток, Тамила!

      Для правильной оценки стадии развития ретрохориальной гематомы нужно видеть ее динамику. Поэтому обязательно назначается контрольное УЗИ через 2−3 недели. По однократным замерам нельзя сделать выводы — гематома растет, или рассасывается.

      Вам необходимо с результатами ультразвукового исследования обратиться к гинекологу, который ведет Вашу беременность, для решения вопроса о назначении лечения (рассасывающая терапия, витамины, гормоны при низком уровне прогестерона и др.). После первого курса лечения сделаете УЗИ, на основании которого можно будет говорить о поведении гематомы.

      Успешного Вам лечения и легкой беременности!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down -2

  9. Карлыгаш
    14/02/2015

    Добрый день! Пожалуйста подскажите: срок беременности 5 акушерских недель. Вечером началось кровотечение в виде менструации, болела поясница и низ живота. Утром пошла в поликлинику кололи дицинон. Узи показало ретрохориальную гематому размером 3'1 *1'4 см. Размер эмбрина 0'3см.прописали только фолиевую и покой и отправили домой. Подскажите что делать в такой ситуации?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      21/02/2015

      Здравствуйте, Карлыгаш!

      Ваши жалобы могут свидетельствовать о двух состояниях — угрозе срыва и/или кровотечения из гематомы. Многие акушеры-гинекологи считают, что при угрозе срыва на малых сроках беременность лучше не сохранять. Если зародыш с хорошим генетическим набором, то, скорее всего, угроза пройдет бесследно, а если беременность сорвалась, значит, имелись значительные дефекты развития плодного яйца. Именно исходя из этих соображений Вам прописали только в качестве лечения гематомы кровоостанавливающий препарат (дицинон) и витамины (фолиевую кислоту).

      В Вашей ситуации, особенно если это долгожданная и желанная беременность, можно посоветовать обратиться на консультацию к другому гинекологу, чтобы узнать второе врачебное мнение. Если специалист придет к выводу, что ожидание и наблюдение — это лучший вариант выбора в Вашем случае, значит, продолжите принимать уже начатое лечение в домашних условиях. Но может быть второй врач после беседы с Вами решит, что Вам лучше лечь в стационар и пройти курс лечения там.

      Желаем Вам благополучной беременности!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  10. Регина
    19/03/2015

    Здравствуйте, на сроке 23, 2 недели врач прописала свечи гексикон. Вставляла 2 дня утром и вечером. На утро третьего дня вставила последнюю свечу. Все дни лечения сопровождались зудом и жжением в области половых путей. в обед третьего дня лечения из меня вылилась алая кровь со сгустками. Пошла на осмотр и на УЗИ. Ни гематомы, ни отслойки, ни предлежания плаценты не выявлено. Ребенок развивается хорошо, без патологий. Пинается. Врач выписала дюфастон 2р утром/вечером, Транексам по 2 табл 3 раза в день, но-шпу. Однако вот уже 4 день с утра, как встану с кровати из меня льется алая кровь с темно бордовыми крупными сгустками. Врачи объяснили это тем, что на фоне приема гексикона воспалилась эрозия шейка матки и она теперь кровит. Скажите , пожалуйста, нормально ли такое кровотечение при эрозии? Правильное ли мне лечение назначили? УЗИ делали 2 раза с промежутком в 2 дня-опять таки ни предлежания, ни гематомы, ни отслойки не выявлено, но кровь по утрам продолжает выходить в большом количестве со сгустками...

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      25/03/2015

      Здравствуйте, Регина!

      Появление алой крови при эрозии шейки матки действительно возможно, но обычно это бывает не в большом количестве. Учитывая, что на УЗИ не выявлено других причин появления крови в выделениях, можно все-таки списать этот симптом на эрозию. Рекомендации лечащего врача правильные: гексикон для лечения вагинита, дюфастон и но-шпа для профилактики угрозы срыва, транексам для уменьшения кровотечения из шейки матки. Единственный нюанс — может быть сто̀ит отменить гексикон и назначить другой асептик для улучшения микрофлоры влагалища. В остальном — следуйте рекомендациям врача.

      Желаем Вам спокойной беременности и легких родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

  11. Алина
    20/03/2015

    Здравствуйте!беременность 16 недель,на 14 неделе,были кровянистые выделения,по узи участок линейной отслойки,положили в стационар.делали дротаверин,этамзилат ,утрожестан по 200мг,4раза в день.на следующий день ,после поступления,были коричневые выделениямв небольшом количестве ,все остальные дни,чисто. выписали через 10дней,по узи -нет отслойки,все соответствует сроку.после выписки,через 3−4 дня снова,коричневые выделения в небольшом количестве ,через день,объем выделений уменьшается.это нормально?или бить тревогу?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down -1

    • tomography-center.ru
      25/03/2015

      Здравствуйте, Алина!

      Скорее всего, коричневые выделения в Вашем случае — это выход свернувшейся крови при кровотечении на 14-й неделе. Шейка матки у беременных плотно закрыта для предотвращения попадания инфекции к плоду, поэтому излившаяся в полость матки кровь из участка линейной отслойки плаценты будет не сразу вся выходить, а постепенно, малыми порциями (что у Вас и происходит). Но все же решающими в этой ситуации будут данные ультразвукового исследования. Если указанные выделения будут сохраняться несколько дней, если они поменяют цвет на ярко-красный, или если их количество начнет увеличиваться, Вам будет нужно без промедления посетить своего гинеколога.

      Желаем Вам легкой беременности и родов!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

  12. Александра
    23/03/2015

    Здравствуйте уважаемые специалисты и друзья по несчастью.

    у меня сейчас 13+5 недель уже 5 дней лежу в стационаре и кроме магния и какой-то гормональной таблетки ничего не получаю. Гематома за 5 дней не уменьшилась, но и не увелисилась. Периодически идет свежеая кровь , но уже в меньших количествах. Сама принимаю втиамины (фол.кислоту, витамин Е, витамин С). Состояние стабильное отклонений нет, болей тоже, но кровь с перерывом 1−2 дня идет свежая (особенно когда хожу в туалет — сначала выходит небольшое кол-во крови). Живу в Германии соответственно здесь же и лечусь. Но лечусь это громко сказано, мне не дают никаких медикаментов для уменьшения гематомы. Врачи меня успокаивают что все само должно пройти и они ничего не могут сделать. Но читая русские блоги я понимаю, что они не совсем правы.

    Так вот я хотела спросить: если при гематоме идет свежая кровь — это плохо; если коричневые выделения — гематома рассасывается; а если между потоками крови разницей в 1−2 дня ничего не идет???

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

    • tomography-center.ru
      1/04/2015

      Здравствуйте, Александра!

      Ретрохориальная гематома может периодически «подкравливать», т.е. допускаются кровянистые выделения раз в несколько дней. Главное для акушеров-гинекологов при оценке угрозы гематомы — это отсутствие сдавления плацентарных сосудов и нарушения крепления плаценты. Если по результатам УЗИ врач видит, что этого нет, значит, особо переживать по поводу кровянистых выделений не стоит. Лечение Вы получаете стандартное (прогестероновый гормон + успокоительный и расслабляющий препарат + витамины). Иногда в схему лечения также включают препараты для уменьшения кровотечения и рассасывания гематомы (транексам, дицинон). Почему их Вам не назначили трудно ответить, но надо понимать, что врачи (не зависимо от страны — и немецкие, и российские) всегда отталкиваются от каждого конкретного пациента и случая, и если специалист считает, что в Вашей ситуации можно обойтись без этих лекарств, значит, Вам остается только полагаться на опыт врача.

      Постарайтесь четко исполнять все назначения врачей, побольше отдыхать и поменьше переживать по поводу гематомы.

      Желаем Вам легко доходить беременность и родить здорового малыша!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

  13. Ксения
    27/03/2015

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста,беременность 10 акушерских недель,открылось кровотечение утром ,на узи поставили диагноз гематома плаценты и гипертонус матки,прописали Утрожестан 200*2раза вагинально. Насколько правильно подобрано лечение и эффективно ли это лечение?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      1/04/2015

      Здравствуйте, Ксения!

      Гормональное лечение подобрано правильно, оно является эффективным при любых угрозах для вынашивания плода. Но более точно эффективность лечения можно оценить только в динамике, а для этого нужно будет сделать контрольное УЗИ через 1−2 недели. Дополнительно для снятия гипертонуса в ситуациях как у Вас рекомендуют спазмолитики (но-шпу, сульфат магния) и успокоительные препараты (валериана, пустырник). Но ни в коем случае не следует начинать принимать эти лекарства самостоятельно. Лучше обратитесь к лечащему врачу с вопросом о необходимости дополнительных назначений, ведь может быть в Вашей ситуации достаточно только утрожестана.

      Желаем Вам скорейшего выздоровления и благополучной беременности!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

  14. Мадина
    1/04/2015

    Здравствуйте, на сроке 6,5 акушерских недель начала лось кровомазанье, а на второй день кровотечение в виде месячных. На УЗИ сказали что есть гематома размером 6*3 мм, плодное яйцо 7 мм. Сказали что не смотря на кровотечение полное яйцо ещё в матке, прописали дюфастон, тронексам, дицинон, папаверин и фолиевую кислоту. Когда начала лечение кровотечение остановилось, но в течение всего дня один раз появляется совсем чуть чуть светлая кровь. Скажите есть ли в этом положительная динамика и есть ли вероятность что беременность все же сохранится? Очень передиваю, УЗИ только через 6 дней.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down -1

    • tomography-center.ru
      8/04/2015

      Здравствуйте, Мадина!

      Исходя из описания Ваших жалоб на фоне лечения, у Вас есть положительная динамика — кровить стало меньше. Медикаментозная терапия подобрана Вам правильно, с учетом всех медицинских стандартов. Ваша задача сейчас унять свои нервные переживания, строго выполнять назначения лечащего врача и побольше отдыхать, чтобы повысить имеющиеся шансы сохранения беременности. Окончательный ответ о результативности лечения будет только на ультразвуковом исследовании. На контрольном УЗИ важно оценить не только размеры гематомы, но и ее влияние на развивающийся зародыш. Даже если ретрохориальная гематома не сильно уменьшилась в размерах, но ее наличие не мешает нормально развиваться плодному яйцу, — ничего страшного.

      Желаем Вам успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  15. алла
    3/04/2015

    Здравствуйте. Неделю назад меня привезли в больницу на скорой (открылось сильное кровотечение). Поставили диагноз — гематома ретрохориальная. Лечили неделю…сейчас выделений нет, узи показало отсутствие гематомы и отслойки. Вопрос — могла ли она так быстро пройти или просто на узи не видно?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      8/04/2015

      Здравствуйте, Алла!

      Ультразвуковое исследование дает почти 100%-ную визуализацию того, что происходит в полости матки, поэтому не нужно переживать по поводу отсутствия гематомы на контрольном УЗИ. Это означает, что лечение прошло более чем эффективно, и имеющаяся ретрохориальная гематома (видимо небольших размеров) полностью рассосалась. Об эффективности лечения свидетельствует также Ваше удовлетворительное общее состояние и отсутствие жалоб. Но даже если бы гематома сохранилась после лечения, главное для врача — увидеть на УЗИ, что плод развивается нормально в соответствии срока беременности, и что имеющаяся гематома не создает угрозы для дальнейшего вынашивания.

      Желаем Вам легкой беременности и родов!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  16. Катерина
    5/04/2015

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом. Неделю назад на сроке в 11 ак. Недель была обнаружена ретрохориальная гематома 1.3×0.36 см. При этом беспокоили маж. Выделения. Врач сказала, что гематома выходит и беспокоиться нет причин. Через неделю снова начало мазать коричневыми сгустками. На узи — та же увеличенная в полтора раза гематома. Получается, отслойка прогрессирует?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      8/04/2015

      Здравствуйте, Катерина!

      Увеличение размеров гематомы и появление мажущих выделений можно рассматривать как прогрессирование процесса (но об истинной отслойке плаценты речь пока не идет). В Вашем случае целесообразно начать рассасывающую терапию (транексам, дицинон) и, возможно, гормональное лечение для сохранения беременности (дюфастон или утрожестан). Также есть основания для назначения Вам лечебно-охранительного режима (полупостельный режим в амбулаторных условиях или госпитализация в стационар). Окончательное решение должен принять наблюдающий Вашу беременность врач-гинеколог.

      Желаем Вам успешного лечения и легкой беременности!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down -1

  17. Елена
    10/04/2015

    Здравствуйте! прошу мне помочь. С самого первого дня беременности у меня обнаружили анэхогенное образование в полости матки. сейчас у меня 12,5 недель беременности и картина такая (результат 1 скрининга) :заоболоченно в области внутреннего зева образование кистозно -солидного строения (с кистозными включения до 20 мм) размером 45*32*33. Визуализируется 1 живой плод. ктр 57. Сердцебиение +, чсс 156, Вобщем с ребенком все в порядке. заключение : беременность 12 недель, заоболоченная гематома. подскажите опасно ли эта гематома? кровила 1 раз на 9 недели, лежала в стационаре 10 дней. размеры если я не путаю чего то, не изменились вроде бы с того момента.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      16/04/2015

      Здравствуйте, Елена!

      Исходя из данных УЗИ и отсутствия у Вас жалоб, на данный момент заоболочечная (или ретрохориальная) гематома не угрожает никак протеканию беременности и развитию плода. Но Вам нужно в дальнейшем выполнять строго все рекомендации лечащего гинеколога, целью которых является недопущение прогрессирования роста гематомы. Например, может быть рекомендован постельный режим, прием кровеостанавливающих и рассасывающих препаратов, витаминов, гормонов и т.д., в каждом индивидуальном случае назначения могут отличаться.

      Желаем Вам легкой беременности и родов!

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down +1

  18. Амина
    22/04/2015

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, у меня такая ситуация, в сентябре 2014 года был выкидыш. Мы с мужем после выкидыша не проверялись. 24 марта 2015 года я узнала что опять беременна. 11 апреля 2015 года на сроке 6−7 неделя пошло кровотечение, я сразу выпила 4 дюфастона и ноги к вверху подняла и так пролежала час потом с мужем поехали в больницу пока доехали до больницы кровотечение остановилось меня отправили домой и сказали выпить 2 но шпы и желательно лежать. 13 апреля пошла на узи сказали ретрохориальная гематома размер не сказали и отслойка не большая. 14 апреля пошла к своему генекологу она назначила дюфастон каждые 8 часов, витамин Е, но шпу и экстракт валерьяны и открыла больничный на неделю сказала что больше открыть больничный не может а в стационар никто меня на сохранение не ложат. потому что я еще не стою на учете, на учет берут с 9 недели. Пролежала я неделю пила все прописанные лекарства ноги к вверху, под таз ложила подушку. 20 апреля вышла на работу так как больничный закрыли даже не посмотрев меня. На работе у меня начались коричневые выделения, иногда потягивает низ живота но очень редко. 21 апреля поехала в частную клинику на узи. Там мне сказали гематомы нет, отслойки тоже нет. а коричневые выделения и то они не значительные совсем в малых количествах мажут потому что это гематома выходит. Скажите пожалуйста может гематома рассасываться за неделю и сколько еще будет коричневые выделения? И можно ли мне ходить на работу, незнаю даже что делать муж ругается и говорит чтобы я дома лежала пока выделения не прошли, но без больничного я просто так не могу не ходить на работу, а больничный никто и не открывает. Спасибо.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      2/05/2015

      Здравствуйте, Амина!

      Если по результатам УЗИ все в порядке, плод развивается соответственно сроку, и нет угрозы прерывания беременности, то на такие симптомы, как коричневые выделения и незначительное потягивание внизу живота, можно не обращать внимание. Выделения после гематомы могут пройти за несколько дней, а могут периодически появляться в течение нескольких месяцев, это очень индивидуальный процесс. Поэтому на данный момент оснований для больничного листа нет.

      Но тут есть другое несоблюдение инструкций со стороны врача — гинеколог не имеет права отказать Вам в постановке на учет по беременности в сроке до 9 недель. В законодательной базе почти всех стран бывшего СССР указано, что беременная женщина должна быть взята на учет в сроке до 12 недель, но нигде не указан минимальный срок постановки (В России действует Приказ Минздрава РФ от 10.02.2003 N 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях»). Поэтому можно стать на учет и в 5−6 недель. Сходите в участковую женскую консультацию и укажите на нарушение Ваших прав. Но постановка на учет не подразумевает автоматическую выдачу больничного листа, он выдается строго по показаниям. И если на момент осмотра гинеколог не увидит ничего угрожающего Вашей беременности, то больничный Вам не будет положен. Но на учет по беременности Вас взять обязаны.

      Желаем Вам легкой беременности и родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  19. Ксения
    28/04/2015

    Добрый день! Мучаюсь около 2 недель с болями внизу живота, только слева. Выделений нет. Обратилась в больницу — положили в стационар с угрозой выкидыша. УЗИ показало гематому размером с перепелиное яйцо. Врач пока прописал только папаверин. Подскажите, может ли гематома вызывать такую боль? Правильное ли лечение мне назначил врач, или добавить самостоятельно какие то препараты? Размер гематомы не катострофичен на моем сроке (11 недель)?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      9/05/2015

      Доброго времени суток, Ксения!

      При расположении гематомы возле нервных волокон матки возможно появление болевого синдрома. Кроме того, болезненность может быть связана с сокращением матки из-за угрозы выкидыша. Размер гематомы не критичен для срока Вашей беременности, главное, чтобы гематома не увеличивалась, и не прогрессировала отслойка.

      Самостоятельно добавлять препараты к лечению нельзя ни в коем случае, Вы можете себе только навредить. Любое принимаемое Вами лекарство во время беременности должно быть назначено врачом. Ваш лечащий доктор рекомендовал Вам папаверин для расслабления и уменьшения тонуса матки. Возможно, этого лечения будет достаточно, ведь врач исходил при назначении не только из результатов УЗИ, но и из данных врачебного осмотра и опроса. Хотя многие специалисты в подобных случаях рекомендуют к спазмолитикам добавить фибринолитические препараты (для рассасывания гематомы) и гормоны (для сохранения беременности). Проконсультируйтесь еще с одним гинекологом из Вашей женской консультации по поводу полноты назначенного Вам лечения.

      Желаем Вам успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  20. Камилла
    30/04/2015

    Здравствуйте, помогите пожалуйста советом! На 5−6 неделе УЗИ показало гипертонус матки. Один раз были кровенистые выделения с болями в матке. Узи не делали, приехала на скорой в субботу вечером. В понедельник сделали узи 7−8 недель, поставили диагноз ретрохориальная гематома, хорион с участком отслойки 5 х9 мм. КТР 11мм. Назначали лечение папаверин, дицинон и дюфастон. Сейчас идут коричневатые выделения с ужасно (простите) неприятным запахом. В 12 недель, при отсутствии кровенистых выделений пойду на обследование. На учет еще не встала. Скажите, моя гематома может ли как-то влиять на развитие плода? Очень переживаю, т.к. узи еще не скоро.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      9/05/2015

      Здравствуйте, Камилла!

      Ретрохориальная гематома при своевременном лечении не оказывает отрицательного воздействия на плод. Кровянистые выделения могут продолжаться еще некоторое время до момента остановки отслойки хориона или до рассасывания самой гематомы. Вам следует соблюдать лечебно-охранительный режим (побольше отдыхать в горизонтальном положении) и продолжать начатое лечение. При нормализации состояния ультразвуковое обследование нужно повторить, как и рекомендовал Вам лечащий врач, в 12 недель в качестве контроля и первого скрининга. Если же выделения или болезненность в матке не исчезнут, то контрольное УЗИ следует сделать раньше (примерно через 2 недели, т.е. на сроке 9−10 недель).

      Желаем Вам благополучного протекания беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  21. Ксения
    12/05/2015

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как быть... на сроке 6 недель по УЗИ обнаружили гематому, обратилась в стационар и пролежала неделю без лечения. Ни боли, ни выделений не было. Ничего не беспокоило, сделали контрольное узи перед выпиской — положительная динамика. Выписали домой, назначив утрожестан (200) до 18 недель. Сейчас 10 недель беременности, появились необильные коричневатые выделения. Стоит ли беспокоиться и обращаться в стационар снова? Другим пациентам врач говорил, если появятся коричневые выделения — не переживать, это выходит гематома. В моем случае это так? Спасибо заранее!

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      14/05/2015

      Здравствуйте, Ксения!

      Беспокоиться по поводу коричневатых выделений пока не нужно, поскольку скорее всего они говорят о рассасывании гематомы. Но перестраховаться и показаться врачу нужно. В стационар обращаться совершенно не обязательно. Просто посетите своего участкового гинеколога в женской консультации или поликлинике и расскажите о беспокоящих Вас симптомах. Если доктора что-то насторожит в Вашем состоянии, он Вам назначит внеплановое УЗИ, ведь только по данным ультразвукового исследования можно судить о размерах и состоянии гематомы, а также о наличии и степени отслойки.

      Желаем Вам легкой беременности и родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  22. Гульнара
    20/05/2015

    Здравствуйте. На сроке 5 недель попала в больницу с кровотечением. Назначили дюфастон, дицинон, магне в6, фольку. Узи показало отслойку. Через неделю повторное узи показало что отслойка не растет. Выписали домой на 8 день. Уже неделю соблюдаю постельный режим и принимаю то же самое кроме дицинона. Но периодически болит живот и выделения в виде темной крови. Я уже переживаю как мне быть. Врачи больше ничего не назначают, говорят лежать. Стараюсь не переживать но это нормально когда такие выделения и боли? Отслойка была 16×35

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      4/06/2015

      Здравствуйте, Гульнара!

      Вам действительно следует постараться меньше переживать, а по совету врачей принимать поддерживающие беременность лекарства и больше отдыхать. Больше ничего в этой ситуации сделать нельзя. Лечение Вам назначено правильное, поэтому дальнейшее сохранение беременности зависит только от природы — если плод жизнеспособный, то, скорее всего, в ближайшие недели все нормализуется, и после 12 недели беременность будет развиваться нормально; если же есть какие-то генетические дефекты у плода, то очень часто, несмотря на принимаемое лечение, беременность сохранить не удается.

      Желаем Вам крепкого здоровья и успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  23. анастасия
    24/06/2015

    Здравствуйте! На сроке 7 недель 6 дней начались коричневые выделения. Положили на сохранение, кололи ношпу, кровоостанавливающее, давали дюфастон фолиевую и витамин Е. На УЗИ обнаружили ретрохориальную гематому 3 мм. После 10 дней сделали повторное УЗИ-гематома рассосалась. Выписали, но через 2 дня опять начались коричневые выделения и тянет живот. Продолжаю пить дюфастон, папаверин свечи, фоливая и витамин Е. Пошла к врачу он сказал, что это выходит гематома беспокоится не о чем. Но узи же показало что ее нет?Это нормально?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      2/07/2015

      Здравствуйте, Анастасия!

      Описанные Вами симптомы можно считать остаточными явлениями после ретрохориальной гематомы. У некоторых женщин коричневые мажущие выделения сохраняются довольно долго. Главное, что ультразвуковое исследование подтвердило хорошую динамику рассасывания гематомы, и что не были выявлены признаки угрозы прерывания беременности. Лечение Вам рекомендовано правильное, его следует продолжать. Самостоятельно не отменяйте и не назначайте себе другие препараты, пока лечащий врач не посчитает нужным что-то изменить. Постарайтесь больше времени отдыхать и меньше нервничать.

      Желаем Вам благополучной беременности и легких родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  24. Марьяна
    24/06/2015

    Здравствуйте ! На сроке 7−8 недель меня отвезли в стационар с кровотечением , а сделав УЗИ они сказали отслойка плаценты 1,7\3 мм . Сердцебиение было и оставили на сохранение ( кололи прогестерон , пила утрожестан , Элевит , фолиевую кислоту, свечи с папаверином) и через пару дней кровотечение перестало. Через 10 дней перед выпиской я напросилась на УЗИ . А на УЗИ мне сказали ретрохориальная гематома v=24 мм. (Если я не ошибаюсь это и есть отслойка ) Сейчас я дома под наблюдением , все лекарство принимаю плюс еще магне В6 . Я не могу понять одно у меня это гематома увеличивается или уменьшается , я поправляются или все-таки мне следует леч обратно в больницу ? Помогите пожалуйста ! Спасибо

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      2/07/2015

      Здравствуйте, Марьяна!

      Оценивать приведенные Вами данные ретрохориальной гематомы достаточно сложно, поскольку они в разных размерных единицах — первое измерение было сделано длина/ширина отслойки, второе — объем. Если приблизительно перевести первое измерение в объем, то получается гематома V=28−30 мм, тогда можно говорить о положительной динамике и постепенном рассасывании образования. Но более правильным было бы детально расспросить о размерах гематомы у врача-узиста, который проводил исследование.

      Рекомендованное Вам лечение правильное, его следует продолжать до новых врачебных назначений. Стационарное лечение Вам не обязательно, поскольку таблетированные препараты Вы можете принимать и дома. Главное, соблюдайте режим покоя и максимально отдыхайте.

      Желаем Вам успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  25. Людмила
    24/06/2015

    Здравствуйте! Пытаюсь уже пару раз опубликовать запись, не получается(( сходила на Узи, поставили срок 6 недель начиная от месячных. В полости матки плодное яйцо 3мм, сердцебиение есть, в полости дна матки анэхогенное содержимое 24*13*18 (участок отслойки). Сходила на прием к врачу платно (еще на учет не становилась, так как сказали что рано, лучше на 8−10 недели). Она сказала что это гематома. выписала 3 раза в день по три таблетки вобэнзима, 3 раза в день по одной таблетки дюфастона, оставила элевит и йодомарин, которые я начала принимать раньше. И свечи папаверин с уколами вперемешку. Свечи как оказалось у меня вообще не идут, сразу начинаются проблемы с кишечником. Про вобэнзим в комментариях я нигде найти не могу, и в интернете про него мало пишут. Отменила всю работу лежу дома на постельном режиме, выделений никаких нет, низ живота тянет противно, иногда отдает болями в поясницу, в придатки или прям колет в влагалище...стараюсь все время лежать. Вобщем у нас второй ребенок, с первым таких проблем не было (только тонус), поэтому очень переживаю... и когда мне лучше сделать контрольное узи? до 12 недель ждать страшно и долго. Заранее огромное спасибо за ответ!

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down -1

    • tomography-center.ru
      2/07/2015

      Здравствуйте, Людмила!

      Протекание каждой следующей беременность у одной и той же женщины может разительно отличаться, это нормально, не переживайте и не проводите параллели с первой беременностью.

      Лечение Вам назначено правильное. Единственное, вобэнзим не относится к основным назначениям при ретрохориальной гематоме, но это не значит, что его нельзя применять. Этот препарат содержит безвредные для организма беременных женщин растительные и животные ферменты, которые помогают рассасывать гематому. Хотя, нужно отметить, что чаще все-таки назначают транексам, дицинон и т.д. Но если Ваш лечащий врач считает целесообразным именно вобэнзим, то это допустимо, главное, чтобы был положительный эффект.

      Контроль УЗИ следует сделать при постановке на учет, т.е. приблизительно на девятой неделе, или раньше, если вдруг появятся сильные боли внизу живота или кровянистые выделения.

      Желаем Вам благополучной беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  26. Лиза
    11/07/2015

    Добрый день !

    На сроке беременности 4−5 недель ( после болей внизу живота ) пошла на УЗИ , была обнаружена ретрохориальная гематома 30×15 мм, на сроке 6−7 недель была снова на Узи , гематома увеличилась, но развитие идет, сердцебиение появилось. После Узи вернулась домой и начало кровить. Сразу уложили в больницу, пила дюфастон , витамины, свечи утрожестан, папаверин. На сроке 9 недель было сделано Узи , так как кровило , развитие идет но гематома увеличивается 68×59х35 мм. Лежу в больнице, уже делают магнезию, пью дюфастон, фолиевую, витамины, капельницу транексам сделали 3 раза, еще уже неделю пью вобензим . Кровит один раз в неделю. Сегодня 11 недель, пошла на Узи и была в шоке, гематома еще больше стала 92×49х70((( почему так происходит. Но так как гематома заоболочечная , она абсолютно не мешает сейчас развитию плода. Все соответствует сроку, сердцебиение 170 уд/мин. Д-димер на сроке 4−5 недель был повышен, сейчас в норме . Помогите пожалуйста ... Есть надежда , что все будет хорошо?! Как еще бороться с гематомой. Анализы все хорошие. Но гематома увеличивается. ((( делала еще генетический анализ, склонность к тромбообразованию есть, полиморфизм чтоли. Видимо ,в этом причина образования самой гематомы.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      30/07/2015

      Доброго времени суток, Лиза!

      Причина роста гематомы, как Вы сами и предполагаете, кроется в особенности Вашей кроветворной системы. Лечение Вы получаете полностью адекватное и правильное. Главное, что плод развивается нормально, и растущая ретрохориальная гематома ему не мешает. Шансы на положительный исход гематомы достаточно велики, поэтому продолжайте лечение, постарайтесь больше времени проводить в горизонтальном положении и не тратьте душевные силы на переживания. Все, что современная медицина может сделать в подобном случае, Вы получаете.

      Желаем Вам благополучной беременности и легких родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  27. Марина
    24/07/2015

    Здравствуйте, на сроке 7 недель начались кровенистые выделения, положили в стационар с диагнозом ретрохорхиальная гематома, угроза прерывания стандартной терапией — этамзилат, но-шпа, дюфастон, магне -б6. Все прекратилось и состояние улучшилось. На 10 неделе начались небольшие светло -коричневые выделения, без болей. На Узи не обнаружили гематомы и других признаков кровотечения, а также тонуса. Врач увеличила дозу дюфастона, добавила транексам, но-шпу и папаверин. Подскажите, как выяснить причину мазни и не. слишком ли много препаратов назначено?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      30/07/2015

      Здравствуйте, Марина!

      Причиной появления кровянистых выделений при нормальной УЗИ-картине матки можно считать остаточные явления после ретрохориальной гематомы. Гематома — это скопление крови, во время ее рассасывания кровяные сгустки могут выходить в виде мажущих выделений. Медикаментозное лечение в Вашей ситуации назначено правильно, Ваш гинеколог старается не допустить угрозы выкидыша, поэтому пока есть кровь в выделениях, специалист посчитал необходимым увеличить дозу гормонального препарата, а также усилить рассасывающую терапию. Все рекомендованные Вам препараты разрешены к приему во время беременности.

      Желаем Вам и Вашему будущему малышу крепкого здоровья.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  28. Гуля
    29/07/2015

    Здравствуйте, ув. Врач. Подскажите пожалуйста, срок у меня 19 недель на сегодня. Беременна на двойню. На сроке 11 недель попала в больницу с кровотечением. Результат отслойка плодного яйца размер около 4см. Лежала месяц. Назначения были положенные при моей ситуации : диценон, папаверин, дюфастон, витамины фолиевая, витрум. Весь месяц коричневые выделения продолжались но стали меньше. Устав от больницы я решила продолжить лечение дома. На сроке 18 недель сделала узи . Дети развиваются хорошо сказали а вот отслойка стала 3.5 см то есть на 5мм всего уменьшение. Вопрос у меня касательно выделений. Выделения похожи на свернувшее молоко но кофейного цвета и эти выделения выходят не одни а с прозрачной жидкостью. Нормально ли это? Могут ли быть оттеком вод. И на узи говорили что вода в плаценте мутная, но это не грязные так называемые воды. Заранее благодарна за ответ.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      6/08/2015

      Здравствуйте, Гуля!

      У беременных в норме становится много прозрачных выделений, но они не имеют ничего общего с подтеканием околоплодных вод. Шейка матка защищает растущий плод от попадания инфекции из внешней среды, поэтому клетки шейки начинают усиленно продуцировать слизь. Выделения кофейного цвета являются следствием постепенного выхода кровяных сгустков, образовавшихся при отслойке, и тоже не несут особой опасности. Для Вас главное, что врач-узист подтвердил нормальное развитие плодов и отсутствие прогрессирования отслойки плаценты при ультразвуковом исследовании. Чтобы перестраховаться и удостовериться, что подтекания околоплодной жидкости нет, сделайте тест на излитие вод. Такой тест продается в аптеке, и его легко выполнить самостоятельно даже в домашних условиях.

      Из-за двойни и наличия минимальной отслойки у Вас риск преждевременных родов несколько выше, чем у остальных беременных, поэтому строго соблюдайте назначения врачей, и если доктора настаивают на стационарном лечении, лучше прислушаться и не убегать лечиться домой.

      Желаем Вам хорошо доходить беременность и родить здоровых малышей.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  29. светлана
    2/08/2015

    Добрый день,у меня такая ситуация на сроке 8 недель начались коричневые выделения УЗИ гематому не показало,плод развивается нормально.Положили в стационар делали дратаверин,дицинон выписали без выделений.Через 7 дней все повтарилось,снова стационар капали 4 дня транексам,4 таблетки в день его же,папаверин,вит.е,фолиевая,дюфастон пока мажет правда выделения стали светло коричневые.Подскажите пожалуйста из за чего все это и может быть такое,что гематому не видно?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      6/08/2015

      Доброго времени суток, Светлана!

      Ваши жалобы и отсутствие ретрохориальной гематомы на УЗИ в Вашем случае можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, возможно гематома слишком мала и находится на стадии рассасывания, т.е. даже оболочка гематомы потеряла свою форму, а небольшие оставшиеся сгустки крови не видны. Во-вторых, не исключено, что аппарат УЗИ, на котором проводились исследования, не самый современный и может иметь определенные погрешности в детализации. В-третьих, вполне может быть, что никакой гематомы и не было, а коричневые выделения являются признаком угрожающего выкидыша. В любом случае рекомендованное Вам лечение соответствует мед.стандартам. Положительным моментом можно считать тот факт, что плод развивается соответственно сроку гестации. Поэтому продолжайте выполнять все врачебные указания, больше отдыхайте и меньше переживайте.

      Желаем Вам легкой беременности и родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  30. Настя
    2/08/2015

    Добрый день! )) 13 июля сделала первое узи , поставили срок 4.5 недели . Через неделю у меня начало кровить, переодически , не сильно , выделения были то красного то коричневого цвета . Я чувствовала себя нормально , но поняла что у меня угроза 27.07 .прошла повторное узи , поставили срок 6 недель , отслойка хор иона и гематома 8×3 мл. предлежание хориона, размеры матки 70 × 56 × 60, я принимаю магне б6 , нош-пу , витамин Е , фолиевую кислоту . 4 дня кололи дицинон по 2 кубика. Сейчас могла мажет коричневым цветом совсем чуть чуть , много лежу отдыхаю . Скажите пожалуйста асе ли правильно делаю и на сколько эта гематома влияет на развитие плодика . Очень хочу родить этого ребеночка и чтоб здоровенький был ... очень переживаю . Обращаюсь к вам так как к врачу попаду через несколько дней . Помогите советом пожалуйста ) . Спасибо огромное за ранее )))

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      6/08/2015

      Доброго времени суток, Анастасия!

      Лечение Вы получаете нормальное, режим организован у Вас правильно, таким образом, Вы делаете все возможное для сохранения этой беременности. Единственный нюанс, требующий уточнения у лечащего врача, это необходимость назначения гормональных средств (прогестероновые препараты для сохранения беременности), которые почти всегда назначаются в подобных случаях. Уменьшение количества выделений и изменение их цвета с красного на коричневый говорят о положительной динамике в рассасывании гематомы.

      О влиянии ретрохориальной гематомы на плод можно сделать вывод только по данным ультразвукового исследования. Чаще всего на фоне адекватного лечения даже при достаточно крупных размерах гематомы плод развивается нормально.

      Желаем Вам успешного сохранения беременности и легких родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  31. Екатерина
    19/08/2015

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, сегодня была на УЗИ , срок 12,1 неделя, написали в заключении « по средней стенке лоцируется гипоэхогенный участок размерами 22*4 мм (ретрохориальная гематома)» ,начиная с 8 недель был сильный токсикоз, сейчас уже легче, врач говорила, при усилении токсикоза возможен стационар, у меня есть первый ребенок 1,2 года, возможности находиться в стационаре нет, завтра планирую посетить своего врача, подскажите пожалуйста, какие прогнозы в моем случае возможны,есть ли возможность обойтись без стационара без угрозы для ребенка, учитывая мою ситуацию, очевидных признаков я не наблюдала, до момента прихода на узи,выделений нет, живот редко «поднывал», пила но-шпу, по ощущению все успокаивалось. Спасибо за ответ!

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      26/08/2015

      Доброго времени суток, Екатерина!

      В Вашем случае прогноз на данный момент вполне благоприятный, госпитализации Ваше состояние не требует. Доктор Вам пропишет необходимое лечение, которое вполне можно принимать в домашних условиях. Подобные гематомы чаще всего бесследно рассасываются. Единственный нюанс, все же лучше будет, если Вы уменьшите дневную нагрузку на свой организм и сможете больше отводить времени на отдых. Это сделать очень непросто с годовалым ребенком на руках. Если есть кто-нибудь из потенциальных помощников в домашних делах (мама, свекровь, сестра, подруга), то сейчас самое время воспользоваться их помощью.

      Желаем Вам легкой беременности и родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  32. лена
    21/08/2015

    Здравствуйте!легла в больницу на сохранение в 14 недель с диагнозом низкая плацентация.матка была в тонусе.ни уколы ни капельницы снимающие тонус мне не прописали.только утрожестан,который я принимаю с 4 недель как узнала,что беременна.на пятый день сохранения у меня открылось кровотечение.естественно гематома,отслойка плаценты сказали примерно в 1 см.кололи транексам и магнезию.на осмотре при кровотечении дежурный врач обнаружила,что к меня коротка короткая шейка матки.кровотечение остановили,остались кровенистые выделения,мне поставили пессарий.один день небыло ни каких выделений и на след.утро опять кровь,но уже темная и густая.опять останавливали те ми же препаратами.вот уже неделю идет почти черная кровь.матка в тонусе практически всегда.сказали все нормально выходит гематома.пью сейчас дюфастон,утрожестан во влагалище,фолиевую кислоту.очень переживаю за своих малышей,у меня двойня.подскажите пожалуйста,что делать.зарание спасибо.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      26/08/2015

      Здравствуйте, Елена!

      У Вас высокая угроза прерывания беременности, об этом свидетельствуют укорочение шейки матки и продолжающееся кровотечение. К сожалению, при многоплодной беременности риск отслойки и преждевременных родов всегда выше. Вам необходимо соблюдать строгий постельный режим, продолжать лечение гормональными и кровоостанавливающими препаратами по назначениям врачей (указанное Вами лечение правильное и соответствует мед.стандартам). Пессарий предохраняет шейку матки от дальнейшего раскрытия, поэтому Вы будете с ним ходить вплоть до момента предполагаемых родов. Никаких других мероприятий для сохранения беременности в подобных случаях больше не существует.

      Желаем Вам успешного лечения и нормального развития беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down -1

  33. Наталья
    24/08/2015

    Здравстауйте. На 6 недели беременности после узи открылось кровотечение со сгусткамт. Вызвала скорую помощь. Поможили в стационар. За два дня остановили кровотечение... потом отправили на узи : оказалась гематома, плод живой развиваеться ро сроку . Кололи дицинон нош-пу пила таблетки утрожестан фолиеваю кислоту витамин Е машине б6 и транексан. Спустя неделю сделали еще одно узи гематома меньше 1 см.Лежу в больнице уже 10 дней. Идут то коричневые выделения то красно коричневые. Скажите как долго рассасыванться гематома и возможно ли сохранить беременость. Очень переживаю. Ребеочек долгожданный. Заранее спасибо

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      26/08/2015

      Здравствуйте, Наталья!

      Сроки рассасывания гематомы очень индивидуальны, сказать точно насколько долго будет рассасываться в Вашем случае невозможно. Вы сейчас находитесь на самом критическом сроке для сохранения беременности (9−12 неделя). Лечение Вы получаете правильное и в полном объеме, поэтому теперь все зависит от природы и естественного отбора. К положительному моменту, который позволяет надеяться на благоприятный прогноз для вынашивания, относится уменьшение размеров гематомы на фоне лечения. Вам нужно соблюдать лечебно-охранительный режим (больше отдыхать, меньше нервничать) и продолжить лечение согласно врачебным назначениям.

      Желаем Вам успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  34. Ирина
    30/08/2015

    Добрый день! Прочитала Ваши комментарии и хотела бы получить свой по моему вопросу!

    На сроке 7 недель резко открылось сильное кровотечение со сгустками. В стационаре поставили диагноз большая гематома 40*40мм. Через три дня кровотечение остановили,принимала капельницы викасол, уколы этамзелат, папаверин, таблетки дюфастон, аскорутин,вобензим. Насчалась буровые-коричневая мазня, затем выделения посветлели, Выписали через 3 недели, матка соответствует сроку. На следующий день пошли житкие выделения по типу обильных месячных, на 4 прокладки. Сново- стационар. Врач сказала опрожнилась гематома. Вновь викасол, этамзелат, увеличен дюфастон. Сейчас идет 11 неделя, по УЗИ плод соответствует сроку, гематома 60*30, выделения светло-коричневые,очень мало. Принимаю дюфастон, этамзелат, параверин, транексам, вобензим.

    Прокометируйте, пожалуйста мою ситуацию, например ждать ли сново кровотечения, как скажется размер гематомы на беременности и ребенке.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      8/09/2015

      Доброго времени суток, Ирина!

      Размер гематомы не скажется на развитии ребенка, этому есть подтверждение на всех ваших УЗИ. Гематома расположена в таком месте, что не сдавливает ни сам плод, ни подходящие к нему пупочные сосуды. Отрицательным моментом является увеличение размеры гематомы на фоне адекватного лечения. Предсказать ее поведение дальше очень сложно — гематома может как уменьшаться и рассасываться, так и расти. При прогрессировании отслойки повторное кровотечение возможно. Однако, не нужно настраивать себя на плохое. Надо стараться отпустить все переживания, полностью следовать рекомендациям врачей (нужно отметить, что назначенное Вам лечение грамотное и полностью соответствует стандартам), много отдыхать, и тогда Ваши шансы на сохранение и нормальное развитие беременности довольно высоки.

      Желаем Вам благополучного течения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  35. светлана
    1/09/2015

    Здравствуйте. Помогите советом. По УЗИ ретрох.гематома. На сроке 8 недель была размером 10×15. Лежала 10 дн.в больнице. Назначили дюфастон и транексам. По результату лечения гематома увеличилась. 30×20. В больнице почти весь день лежала. Выделений не было никогда. В чем могут причины увеличения гематомы? Почему не помогло лечение? Что делать дальше? Выписали и сказали принимает дюфастон. При этом предупредили, что гематома может мешать развитию плода и если что приходите. Мол вычислим.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      24/09/2015

      Здравствуйте, Светлана!

      Ваш случай требует тщательного наблюдения со стороны гинекологов и более расширенного лечения (скорее всего, нужно добавить рассасывающие препараты). Причину увеличения гематомы достоверно назвать сложно, можно предположить, что это связано с недостаточным гормональным фоном и особенностями Вашей кроветворной системы. Отчаиваться пока не стоит, ведь нередки случаи, когда ретрохориальная гематома не рассасывается на протяжении всей беременности, но при этом плод растет и развивается нормально. Вам нужно побольше отдыхать, продолжить гормональное лечение и проконсультироваться с гинекологами по поводу необходимости расширения терапии.

      Желаем Вам успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  36. элина
    10/09/2015

    Здравствуйте!Мой срок 17−18 недель.Обнаружена ретрохортальная гематома 33 на12

    Диагноз-тромбофилия.Колола до этого клексан 0,2,но сдала позавчера кровь,повышен снова фибринолиз.Кровотоки не нарушены.Что же делать?Прибавить дозу до 0,4?есть ли риск кровотечений?Гематома рассасывается без выделений

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      24/09/2015

      Здравствуйте, Элина!

      Показаний для повышения дозы препарата у Вас на данный момент нет, поскольку при дозировке 0.2 есть положительная динамика рассасывания гематомы. Но Вы должны понимать, что только наблюдающий Вас врач может точно решить этот вопрос, ведь все назначения делают исходя не только лишь из результатов одного приведенного Вами анализа, а с учетом многих показателей здоровья пациентки и возможных рисков. Не исключено, что лечащий доктор может принять решение о другой дозировке клексана или добавлении в лечение другого препарата.

      Желаем Вам легкой беременности и родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  37. Майя
    18/09/2015

    Здравствуйте. Я нахожусь в Китае, недавно вернулась из отпуска. На второй день после перелета пошла вставать на учёт. Узи выявило гематому ( размер не сказали ) и насторожило слабое сердцебиение плода, 96уд. Срок 7 недель и три дня. Врач отправила домой и сказала лежать, никаких препаратов не назначила. Живот не болит, Кровенистых выделений нет. На след день пришли результаты анализа крови на гормоны, врач сказала прогестерон очень низкий 34нмоль/л . Что сохранять нет смысла, все равно не выносишь. Я от чистки отказалась, она выписала дюфастон по 1 таблетке два раза в день, через неделю назначила контрольные узи. Насколько все критично? Сердцебиение малыша может прийти в норму если гематома уменьшится? В больницу здесь не кладут, дома соблюдать покой сложно — дочке год и восемь.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      29/09/2015

      Здравствуйте, Майя!

      Осуждать китайских врачей нельзя, ведь практически во всех странах мира (кроме стран постсоветского пространства) гинекологи придерживаются точки зрения, что в беременность до 9−12 недель не нужно вмешиваться, мол, природа справится. Либо плод приживется и будет развиваться, либо нет, и это значит, что он не был бы жизнеспособным. В таком подходе есть рациональное зерно. Однако, нельзя не отметить тот факт, что в некоторых случаях (казалось бы, безнадежных) как раз вмешательство медиков и гормональное лечение помогает женщине сохранить беременность и ощутить радость материнства. Поэтому наши врачи все-таки стараются сохранить любую желанную беременность до конца, кладут в стационар и назначают поддерживающее лечение. В Вашей ситуации как раз очень нужен лечебно-охранительный режим (максимальный покой) и постоянный контроль прогестерона. Делать прогнозы в Вашей ситуации очень сложно, беременность может как прерваться, так и сохраниться вопреки всему. Если есть возможность сделать анализ крови на прогестерон, то сделайте, поскольку очень важно знать уровень этого гормона на фоне приема дюфастона. Если концентрация прогестерона будет ниже нормы, нужно проконсультироваться с гинекологами насчет увеличения дозы гормональных препаратов.

      Желаем Вам успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  38. Наталья
    29/09/2015

    Здравствуйте подскажите пожалуйста! На 15 недели беременности появились кровянистые выделения положили в больницу, сделали узи убнаружили гематому, кололи уколы дицинона, делали капельницы магнезит, прошла неделя улучшений нет выписали с больницы, дома продолжаются периодически кровяные выделения, повторно сделали узи размер гематомы 1,7 на 0,3 см на данный момент нахожусь дома, делаю уколы дицинона, ношпы, папаверина, пью витамины, и дюфастон через 8 часов! Но улучшения нет! Врачи тоже внятно объянить не могут в причина. Может что нибудь Вы посоветуете, что делать дальше?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      6/10/2015

      Здравствуйте, Наталья!

      В Вашей ситуации совет может быть следующим: продолжать начатое лечение в полном объеме, не нагружать организм (ни физ.нагрузками, ни трудноусваиваемыми продуктами) и посвящать все время отдыху. Причину появления ретрохориальной гематомы на Вашем сроке действительно сложно назвать, поскольку нет достоверных научных данных. Можно предположить, что это связано с недостаточным уровнем гормонов или с нарушением свертывающей системы крови, возможно, и с тем и с другим понемногу. Наличие самой гематомы не должно Вас пугать — она очень маленького размера и не мешает нормальному развитию малыша. Главное, чтобы на фоне лечения наступила стабилизация размеров гематомы, и не было ее роста.

      Желаем Вам положительной динамики в лечении гематомы и успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  39. Виктория
    30/09/2015

    Здравствуйте! На 18 неделе появились небольшие коричневатые выделения. Сразу легла в стационар. На узи все было нормально, гематомы не видели, ребенок в номе. Зато нашли бак вагиноз и решили, что выделения из-за него. Пролечили. Выделения прекратились. Но у многих девочек были выделения в стационаре, а причины найти не могли, заподозрили проблемы с аппаратом узи. Стали перепроверять на другом. У меня нашли гематому 2,2*1,6см. На следуюий день опять начало мазать светло коричневым. Сказали выходит гематома.Принимаю утрожестан, дротаверин,папаверин, курантил. витамины,валериану. Выписали, сказали все в норме, выделения еще будут. Срок 20 недель. Но тут мы всей семьей съели что-то! У всех диарея небольшая. У меня на этом фоне мазнуло светло-розовым один раз. Сейчас второй день опять коричневые небольшие выделения(а были уже почти совсем бледными).Лежу. Нужно ли опять обращаться к врачу? Плановое посещение через неделю. Еще вопрос — ребенок шевелится чуть больше, чем на том же сроке при первой беременности.Не значит ли это, что ему чего-то не хватает? Достаточно ли курантила(25мг*3раза в день) для поддержания плаценты? Гематома расположена ближе к краю и вроде ничему не мешает. Заранее спасибо!

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      6/10/2015

      Здравствуйте, Виктория!

      Гематома не мешает развитию и росту ребенка, однако, локализация ее вблизи места прикрепления плаценты может спровоцировать отслойку плаценты при прогрессировании размеров самой гематомы. Лечение Вы получаете правильное и достаточное при подобных ситуациях, однако, Вам есть смысл показаться гинекологу внепланово на неделю раньше из-за изменения цвета выделений. Любая инфекция в организме беременной женщины может привести к самым разным последствиям, поэтому лучше перестраховаться и убедиться, что бактерия, вызвавшая кишечное расстройство, не нанесла вреда течению беременности, и что нет признаков отслойки.

      Дозировка курантила является стандартной для неосложненных случаев, пока показаний для увеличения дозы у Вас нет.

      Сравнивать двигательную активность двух детей от разных беременностей не совсем правильно. Не бывает двух одинаковых беременностей и детей у одной матери. Поэтому переживать по поводу того, что второй ребенок более активный не нужно. Важно, что Вы слышите шевеления, соответствующие Вашему сроку беременности.

      Желаем Вам благополучного течения беременности и легких родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  40. Диана
    30/09/2015

    Здравствуйте! ! У меня два дня назад появились выделения розового с белым цвета, сходила на УЗИ ( срок у меня почти 4 недели) сказали что у меня ретроамниальная гематома размером 1,1 ×0,15 см. Сходила к гинекологу и она сказала что это очень плохо, выписала мне хгч 1000 ед. И дицинон два раза в день три дня внутримышечно, магний в6 и валерьянку. Сказала еще сдать кровь с вены на инфекции, и если они обнаружится придется прервать беременность (( помогите пожалуйста действительно ли все так критично?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      6/10/2015

      Здравствуйте, Диана!

      Не вполне ясен срок Вашей беременности: это 4 акушерские недели (т.е. у Вас еще даже нет задержки, но уже тест на беременность положительный, зародышу 2 недели только, идет имплантация), или же это 4 календарные недели (т.е. зародышу уже 4 недели, имплантация позади, и действительно высока вероятность выкидыша). Но в любом случае, у Вас сейчас слишком маленький срок для того, чтобы делать какие-либо прогнозы. Если зародыш оказывается нежизнеспособным (например, в результате генных мутаций или воздействия инфекции), то никакие медицинские мероприятия и методы лечения будут неэффективными.

      В целом, тактика наблюдения и лечения, выбранная Вашим гинекологом, верная. Еще целесообразно добавить обследование на уровень прогестерона крови, чтобы при получении низких результатов решить вопрос о гормональной терапии.

      Желаем Вам успешного сохранения беременности.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  41. Марина
    4/10/2015

    Здравствуйте. Мой срок беременности 5 недель (эко). Была на узи — в полости матки 1 плод яйцо 10 мм; у нижн. полоса скопления жидкости 7×3 мм. Колю клексан, повышен д-димер. Пью вобэнзим 3т-3 р/д,, утрожестан 800мг в день, дивигель 1 пак/2р в д, витамин Е 200, ангиовит 1 таб. Сегодня начались небольшие светло-коричневые выделения. Что делать отменять клексан или нет? Это гематома выходит или нет?

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

    • tomography-center.ru
      6/10/2015

      Здравствуйте, Марина!

      Появившиеся выделения в Вашей ситуации наиболее вероятно являются симптомом рассасывания гематомы. Отменять клексан на данном этапе нельзя, поскольку этот препарат борется с другими возможными осложнениями, которые зачастую сопутствуют процедуре экстракорпорального оплодотворения. Вам необходимо соблюдать максимальный покой и продолжить лечение. Однако, беременность после ЭКО всегда требует более пристального внимания к любому симптому, поэтому самым правильным советом для Вас будет обсудить беспокоящие Вас вопросы в индивидуальном порядке с врачом-репродуктологом, который назначал протокол ЭКО и ведет Вашу беременность.

      Желаем Вам легкой беременности и родов.

      Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

  42. Мария
    14/10/2015

    Здравствуйте. Срок беременности 30 недель, беспокоят кровянистые выделения(в небольшом кол-ве),была частичная отслойка плаценты 1 см,неделю лежала в стационаре,ставили капельницы генипрала,магнезии, транексама, выделения закончились!выписали домой.но не надолго,через неделю опять кровянистые выделения,на узи отслойки нет,гематомы нет,укоротилась шейка с 33 до 30, эрозии нет, тазовое предлежание плода так и осталось.Я очень переживаю,делали ктг-все хорошо,ребенок развивается.Что это может быть????заранее спасибо.

    Оцените комментарий: Thumb up Thumb down 0

Добавить комментарии:
*
*