Содержание статьи
Дебильность — это простейшая форма проявления олигофрении. Это самая распространенная разновидности снижения интеллектуальных способностей у детей и составляет 75% от всех случаев заболевания.
Важно дифференцировать дебильность от пограничной формы умственной отсталости, которая формируется по причине задержки нервно-психического развития, спровоцированной влиянием внешних факторов, таких как неблагоприятные условия жизни, врожденные или приобретенные физические дефекты, которые ограничивают познавательную деятельности и мешают нормальному развитию интеллекта. Тест на дебильность дает возможность установить форму патологии или подтвердить её отсутствие.
Причины формирования патологии
К причинам развития данной патологии в первую очередь относят генетическую предрасположенность и другие негативные воздействия на плод во время его внутриутробного развития. К негативным воздействиям можно отнести инфекционные патологии, перенесенные женщиной во время вынашивания ребенка, резус-конфликт, гипоксия плода, токсические влияния на плод при потреблении табака, алкоголя и неразрешенных медикаментов.
Также дебильность может развиваться вследствие родовых травм, асфиксии у новорожденного, инфекций ЦНС и серьезных черепно-мозговых травм.
Классификация патологии
В зависимости от степени неполноценности развития психических и интеллектуальных способностей, дебильность подразделяют на тяжелую, среднюю и легкую форму. По своим преобладающим симптомам дебильность классифицируется на атоническую, дистрофическую, астеническую и стеническую.
Симптоматика патологии
Для дебильности свойственно отсутствие способности воспринимать сложные понятия и производить сложные обобщения, а также мыслить абстрактно. У детей с дебильностью четко проявляется наглядно-образное мышление. Они могут воспринимать происходящие вокруг них явления лишь поверхностно и не понимать ситуацию в целом.
Ребенок с диагнозом дебильность с большим трудом может отыскать взаимосвязь между изображениями и испытывает трудности в процессе их сравнения. У таких детей часто развиваются трудности с речью. Для них типичны беднота словарного запаса, косность и заторможенность речи.
Как правило, обучение в школе, больным дается с трудом. Им трудно усвоить правила правописания, они с трудом могут пересказать только что прочитанный текст, и плохо понимают задания. Самым трудным предметом считается математика. Часто среди детей, страдающих дебильностью, встречаются те, кто одарен абсолютных слухом, талантом художника, прекрасной механической памятью и т.п.
Дебильность часто дополняется ограничение желания познавать окружающий мир, недоразвитием нравственных, эстетических качеств и воли. По этой причине пациенты не могут сформулировать свое собственное мнение. Одновременно с этим они легко подражают окружающим людям, перенимают их взгляды и придерживаются их. Слабая воля, недостаточная самостоятельность объединяются с легкой внушаемостью, что может повлечь вовлечение такого человека в преступной группировке, так как больной не осознает последствий от своих действий.
Как правило. по своему характеру больные остаются доброжелательными, добрыми, ласковыми или наоборот излишне агрессивными, упрямыми, злыми и мстительными.
Диагностировать дебильность помогает специальная организация психометрии, разнообразных тестирований с включением сюжетов и картинок, а также эксперименты по классификации изображений.
Лечение патологии
Процесс лечения дебильности направлен на корректировку причинных факторов и их устранение.
Для восстановления когнитивной работы применяются ноотропы. Ещё более значимыми считаются мероприятия по реабилитации, тренировка памяти, приобретение навыков самообслуживания, психотерапия, расширение кругозора и использование разных обучающих методик.
Решающую роль при этом играет последовательность действий, их системность и методичность. Такой подход дает наиболее положительный результат коррекции умственной отсталости.